четверг, 24 ноября 2016 г.

Два триумфа китайской космонавтики

Вплоть до начала XXI века отношение мировой общественности к китайской космической программе оставалось скептическим. Хотя первый искусственны спутник КНР и был запущен еще в 1970 году, яркими достижениями в этой области Поднебесная похвастаться не могла. Сильно сказывался технологический разрыв между ведущими космическими державами и Китаем. Однако прагматичные китайцы, целенаправленно развивали свою космическую программу, и к началу нового века смогли достичь значительных высот в области космических технологий. Наступил 2003 год и то, что когда-то было предметом скепсиса, стало реальностью. На орбиту вышел первый китайский космический «Шэньчжоу-5» с тайконавтом Яном Ливэем на борту. Серия этих кораблей во многом опирается на российские технологии, но специалисты КНР уже работают над новым проектом пилотируемых кораблей. Также значительных успехов китайские специалисты смогли достичь в области создания телекоммуникационных спутников. Причем большинство электронных комплектующих для своих спутников КНР выпускает самостоятельно, чем, к сожалению, пока не могут похвастаться российские специалисты.


Одним из приоритетных направлений в космической деятельности Китая стало сотрудничество с государствами, не имеющими возможности запускать собственные спутники. Так, 15 января 2016 года состоялся запуск китайской ракеты-носителя «Великий поход-3B» с первым национальным белорусским телекоммуникационным спутником «Белинтерсат-1» на борту. Спутник, построенный на базе китайской платформы DFH-4, сдан Беларуси под ключ.

Нынешний ноябрь ознаменовался двумя новыми крупными достижениями китайской космонавтики.

Во-первых, 5 ноября 2016 года с нового космодрома Вэньчан (уже четвертого действующего космодрома КНР) состоялся первый запуск китайской ракеты-носителя тяжелого класса «Чанчжэн-5» (Великий поход 5) с разгонным блоком YZ-2. Это самая мощная китайская ракета-носитель на данный момент, способная вывести на низкую околоземную орбиту 25 тонн полезной нагрузки и порядка 14 тонн на геопереходную. Данная ракета является представителем новейшей линейки китайских ракет-носителей, использующих экологически чистое ракетное топливо: жидкий водород, жидкий кислород и керосин. В 2015 году успешно прошли испытания ракеты легкого класса «Чанчжэн-6». В июне 2016 года успешно полетела ракета среднего класса «Чанчжэн-7», которая выводит на низкую околоземную орбиту 13,5 тонны полезного груза. Китайские ракеты нового семейства по своим основным параметрам не уступают действующем носителям США, России и ЕС, а по некоторым параметрам и превосходят их. Например, новейшая российская ракета-носитель «Ангара-А5», обладая на первой ступени одними из лучших двигателей в мире РД-190, значительно уступает перед китайской ракетой параметрами верхних ступеней. Как следствие схожие возможности по выводу груза на низкую орбиту – порядка 24-25 тонн и значительный перевес китайского носителя в возможностях запусков спутников на геопереходную орбиту – 14 тонн у «Чанчжэн-5» против 4,6 тонн у «Ангара-А5». Причем российская ракета совершила свой единственный полет в декабре 2014 года и пока неизвестно, когда состоится второй полет. Китайские же специалисты планируют на 2017 год как минимум два запуска новейшей китайской ракеты. В одном из полетов «Чанчжэн-5» в 2017 году должна запустить к Луне китайскую исследовательскую автоматическую станцию «Чанъэ-5», которая должна доставить на Землю образцы лунного грунта.

Китайские специалисты не собираются останавливаться на достижениях ракеты-носителя «Чанчжэн-5»: уже ведется проектирование ракеты сверхтяжелого класса «Чанчжэн-9», способной выводить на низкую орбиту груз до 130 тонн.

Вторым космическим достижением КНР в нынешнем месяце является успешное завершение 18 ноября 2016 года пилотируемого полета космического корабля Шэньчжоу-11» с двумя тайконавтами на борту (экипаж составили командир Цзин Хайпэн и оператор Чэнь Дун). Программа полета космического корабля «Шэньчжоу-11» предусматривала стыковку со второй экспериментальной китайской орбитальной станции «Тяньгун-2» («Небесный дворец-2»). Работа тайконавтов в модуле «Тяньгун-2» продлилась в общей сложности 32 дня, что является самым длительным китайским пилотируемым полетом в космос. Хоть по сравнению с российским рекордным полетом продолжительностью 438 суток китайское достижение и смотрится более чем скромно, но в ходе этого полета были отработаны ключевые технологии для будущих длительных экспедиций.

После возвращения китайского экипажа на землю орбитальный модуль «Тяньгун-2» планируется использовать для дальнейших экспериментов в автоматическом режиме. На середину апреля 2017 года запланирован запуск первого китайского грузового транспортного космического корабля «Тяньчжоу-1», который должен отработать технологию дозаправки двигательной установки в космосе. Необходимо отметить, что по массе доставляемого груза китайский транспортный корабль должен превзойти российский «Прогресс МС» почти в два раза.

В 2018 году должно начаться строительство китайской многомодульной орбитальной лаборатории, когда планируется запустить базовый модуль «Тяньхэ» («Млечный путь»). К нему позже будут пристыкованы лабораторные модули «Вэньтянь» («Вопрошание к небу») и «Мэнтянь» («Небо мечты»). Экипажи на этой станции будут работать по полгода, сменяя друг друга. Внешне будущая многомодульная орбитальная станция Китая очень напоминает российскую орбитальную станцию «Мир». По своей же внутренней начинке она больше сопоставима с американскими модулями «МКС». Причем в состав станции должен еще войти так называемый «оптический отсек» – космический оптический телескоп (подобный американскому «Хабблу»), периодически стыкующийся с орбитальным комплексом для технического обслуживания. Подобные автономные модули планировалось создавать и в рамках российской программы, но к сожалению, этого так и не произошло.


Таким образом, с качественной точки зрения китайская космическая программа практически сровнялась с российской, а по некоторым параметрам уже обгоняет ее. Это утверждение способно вызвать у многих патриотов российской (советской) космонавтики взрыв негодования. Разве можно сравнивать российские (по большей части советские) достижения и то, что сейчас делает Китай. Да, я и сам согласен, что вклад России в мировую космонавтику переоценить невозможно. Однако, если Россия не переоценит приоритеты своей космической программы, то новая космическая гонка будет происходить между США и Китаем. Если же не будет гонки, а будет развиваться международное сотрудничество, то одним из ключевых партнеров на мировой космонавтике может стать Китай. У руководителей китайской космической программы амбициозные планы, и они их обязательно осуществят. России же надо в ближайшее время решить – хочет ли она остаться великой космической державой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий