Космические шаттлы возвращаются — Индия впервые в истории осуществила запуск прототипа многоразового космического корабля. Полноценно работать индийский шаттл должен начать в течение 10–15 лет. Но, по мнению специалистов, его создание не сможет изменить расстановку сил на рынке пусковых услуг. Страна впервые запустила прототип своего многоразового космического шаттла, разработанного для выведения на орбиту спутников. Старт состоялся из Космического центра имени Сатиша Дхавана на острове Шрихарикота в Бенгальском заливе 23 мая в 7 утра по местному времени.
Прототип, стоимость которого оценивается в $14 млн, создавали в течение последних пяти лет.
Протестированная модель примерно в шесть раз меньше перспективного индийского космического аппарата: ее длина составила 6,5 м, вес — 1,75 т. Сам шаттл, который получит название Avatar, будет около 40 м длиной.
По плану модель шаттла Reusable Launch Vehicle (RLV-TD) должна была пролететь в атмосфере 70 км и приземлиться в море. Полет длился всего 20 минут, после чего запуск объявили успешным.
«Миссия выполнена, и все параметры и траектории отработаны. Отрыв состоялся ровно в 7 часов утра (4.30 мск), и шаттл приземлился на платформу в Бенгальском заливе в 500 км от берега. Это был эксперимент по проверке работы на гиперзвуковой скорости, следующие испытания будут посвящены отработке посадки аппарата», — заявил официальный представитель Индийской организации космических исследований (ISRO).
Особую важность представляло испытание повторного вхождения в атмосферу Земли, если это происходит «слишком круто» — аппарат сгорает; если угол вхождения слишком мал — он бы отскочил от атмосферы.
Надежд на то, что аппарат выживет после испытаний, не питали, его задача — помочь ISRO собрать важные данные о полете на гиперзвуковых скоростях (около 5 Маха) и автономной посадке.
При попытке посадки на виртуальную платформу космический аппарат разрушился, но полученные данные помогут создать подходящую взлетно-посадочную полосу и улучшить свойства самого перспективного шаттла. В ближайшие годы планируется еще два испытательных запуска.
Когда будет создан сам шаттл Avatar, подобное средство выведения значительно — по оценкам ISRO, в десять раз — сократит затраты на космические исследования. Ресурс запусков ожидается 100 раз. Его задачей будет выведение на низкую околоземную орбиту аппаратов весом до 1 т. Стоимость вывода полезной нагрузки в космос с помощью нового шаттла оценивается менее чем в $20 тыс. за 1 кг.
Программа шаттла ISRO заключается в серии демонстрационных миссий, технологии которых станут первым шагом к созданию полностью многоразовой двухступенчатой орбитальной машины. При успешной реализации амбициозного проекта Индия станет одной из немногих стран, обладающих собственными космическими шаттлами. Особенно важной индийская программа становится в связи с тем, что несколько лет назад США отказались от своей программы шаттлов. Хотя уже в 2016 году компания Илона Маска SpaceX несколько раз успешно провела испытания по возвращению первой ступени своей ракеты Falcon9.
Как пояснил директор Индийской организации космических исследований Викрам Сарабхаи, в будущем предстоит провести еще эксперименты, в том числе вместе с парашютной системой. Кроме того, необходимо будет проверить технологии с использованием воздушно-реактивного двигателя.
«Мы смотрим на пример бережливого производства, эффективно разрабатывая продвинутые перспективные системы. Финальная версия многоразового космического аппарата не будет готова еще лет десять», — сказал он.
Протестированная модель примерно в шесть раз меньше перспективного индийского космического аппарата: ее длина составила 6,5 м, вес — 1,75 т. Сам шаттл, который получит название Avatar, будет около 40 м длиной.
По плану модель шаттла Reusable Launch Vehicle (RLV-TD) должна была пролететь в атмосфере 70 км и приземлиться в море. Полет длился всего 20 минут, после чего запуск объявили успешным.
«Миссия выполнена, и все параметры и траектории отработаны. Отрыв состоялся ровно в 7 часов утра (4.30 мск), и шаттл приземлился на платформу в Бенгальском заливе в 500 км от берега. Это был эксперимент по проверке работы на гиперзвуковой скорости, следующие испытания будут посвящены отработке посадки аппарата», — заявил официальный представитель Индийской организации космических исследований (ISRO).
Особую важность представляло испытание повторного вхождения в атмосферу Земли, если это происходит «слишком круто» — аппарат сгорает; если угол вхождения слишком мал — он бы отскочил от атмосферы.
Надежд на то, что аппарат выживет после испытаний, не питали, его задача — помочь ISRO собрать важные данные о полете на гиперзвуковых скоростях (около 5 Маха) и автономной посадке.
При попытке посадки на виртуальную платформу космический аппарат разрушился, но полученные данные помогут создать подходящую взлетно-посадочную полосу и улучшить свойства самого перспективного шаттла. В ближайшие годы планируется еще два испытательных запуска.
Когда будет создан сам шаттл Avatar, подобное средство выведения значительно — по оценкам ISRO, в десять раз — сократит затраты на космические исследования. Ресурс запусков ожидается 100 раз. Его задачей будет выведение на низкую околоземную орбиту аппаратов весом до 1 т. Стоимость вывода полезной нагрузки в космос с помощью нового шаттла оценивается менее чем в $20 тыс. за 1 кг.
Программа шаттла ISRO заключается в серии демонстрационных миссий, технологии которых станут первым шагом к созданию полностью многоразовой двухступенчатой орбитальной машины. При успешной реализации амбициозного проекта Индия станет одной из немногих стран, обладающих собственными космическими шаттлами. Особенно важной индийская программа становится в связи с тем, что несколько лет назад США отказались от своей программы шаттлов. Хотя уже в 2016 году компания Илона Маска SpaceX несколько раз успешно провела испытания по возвращению первой ступени своей ракеты Falcon9.
Как пояснил директор Индийской организации космических исследований Викрам Сарабхаи, в будущем предстоит провести еще эксперименты, в том числе вместе с парашютной системой. Кроме того, необходимо будет проверить технологии с использованием воздушно-реактивного двигателя.
«Мы смотрим на пример бережливого производства, эффективно разрабатывая продвинутые перспективные системы. Финальная версия многоразового космического аппарата не будет готова еще лет десять», — сказал он.
скайнет путем мини сигналов маяк всем устроил разведка понимает а резкие на слово хромают))))
ОтветитьУдалитьда эт я скрывать нет смысла много тех кто не понял что простых искателей 2 миллиарда а это мощный рычаг в 2050!!!
ОтветитьУдалить