суббота, 20 октября 2018 г.

При сборке ракеты-носителя "Союз" на Байконуре применяли грубую силу, что привело к аварии

Силовое воздействие при сборке боковых блоков ракеты "Союз" стало причиной последующей аварии ракеты-носителя "Союз-ФГ". Такова предварительная версия, высказанная источником в ракетно-космической отрасли. "Сборщики при монтаже, когда соединяли ступени в "пакет", слегка загнули левый выступ, он не сразу вошел в паз - и его вогнали с силой. Когда ступень опустилась на него всей массой, выступы, по сути, встали в распорку. Чтобы при разделении ступень легче вышла, в отверстие нанесли смазку". "На подпятнике (специальном углублении на центральном блоке второй ступени) по бокам расположено два паза. На шаровой опоре бокового блока первой ступени для крепления в пазы имеется два выступа, а на передней части - шток, который при заведении в подпятник зажимается. Когда он разжимается, то идет сигнал на пирозамок открытия крышки реактивного сопла бака окислителя, чтобы отвести боковой блок от центрального, - рассказал источник, знакомый с ходом расследования. Силовое воздействие привело к проблеме при отделении боковых ступеней на этапе вывода ракеты. Из-за погнутого выступа шаровая опора бокового блока не могла легко выйти из подпятника и во время полета протаранила центральный блок. При этом датчик штока сработал, и клапан, отвечающий за открытие реактивного сопла, открылся, но к тому времени уже произошла аварийная ситуация.


"Вопрос не в том, что забивали, а в том, почему не поменяли, если забили неправильно. Это повод поднять вопрос о компетентности людей, которые работают на Байконуре. Наша пилотируемая космонавтика долго сохраняла высокую надежность, потому что все осознавали, что от забитого тобой болта зависит жизнь людей, - сказал "Газете.Ru" Виталий Егоров, популяризатор космонавтики. - Видимо, сейчас это ощущение ответственности не сохранилось на космодроме, в отличие от РКК "Энергия", чья система аварийного спасения сработала как надо". При этом Егоров назвал смешным и неэффективным предложение Роскосмоса вешать на сборщиков ракет камеры.

Вместо этого он предложил руководителям отрасли устроить встречу нерадивых сборщиков ракеты с выжившими коcмонавтами.

Первая ступень всех ракет семейства "Союз" состоит из четырех конусообразных боковых блоков - "Б", "В", "Г" и "Д", на каждом из которых стоят ракетные двигатели РД-107. После выгорания топлива в боковых блоках их необходимо отделить от ракеты.

При отключении двигателей боковых блоков они начинают отставать от ракеты, и с легкостью выходят из верхнего узла связи, где срабатывает датчик отрыва шарнира.

Этот датчик запускает систему, призванную отвести отделяющийся боковой блок от центрального, чтобы исключить их соударение. Для этого в верхней, конической части морковок имеются специальные сопла, открывающиеся в сторону центрального блока, поэтому они не видны с внешней стороны ракеты. Открываясь в нужный момент, эти сопла создают реактивную струю газов наддува внутри блока и позволяют отвести боковой блок от центрального и избежать их соударения.

При срабатывании этой десятилетиями отлаженной системы, предполагают в издании, и произошел сбой, истинную причину которого только предстоит выяснить - это стало понятно в первые дни после аварии.

Отметим, что в "Роскосмосе" опровергли сообщения об умышленном грубом нарушении технологического процесса рабочими при сборке аварийной ракеты "Союз" на Байконуре. "Это не соответствует действительности", - заявили российскому "Интерфаксу" в пресс-службе "Роскосмоса". Также в госкорпорации отрицают, что якобы подобные отходы от документации ракетной сборки происходят время от времени.

В то же время, российский авиаэксперт Вадим Лукашевич заявил в Facebook: "Голливуд был прав! Нашли и исследовали ту самую первую ступень "Союза", ударившую при нештатном отделении вторую ступень ракеты. Так вот, анализ показал: тот самый отказавший узел разделения ступеней, образно говоря, забивали при сборке кувалдой. И так, как выяснилось, делали всегда! В данном случае внешним ударным воздействием при сборке в Монтажно-испытательном корпусе Байконура было погнуто крепление узла блока первой ступени". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий