Во вторник состоялся запуск с космодрома Байконур транспортного грузового корабля "Прогресс МС-09" с помощью ракеты-носителя "Союз-2.1а" (время - 00:51). В ходе него впервые в мировой космонавтике использована укороченная двухвитковая схема выведения корабля, позволяющая сократить полёт к МКС до 3 часов, сообщается на сайте Роскосмоса. Состыковка произошла в 04:39 по мск. По словам главного конструктора пилотируемых космических комплексов РКК "Энергия" Сергея Романова, "ни американцы, ни китайцы еще такого не делали". Планируется перевести на аналогичную схему пилотируемые пуски, но для этого понадобится еще несколько запусков "Прогресса". "Мы планируем провести на грузовом корабле 2-3 стыковки и потом уже реализовать эту схему на корабле "Союз". То есть через три часа после пуска космонавты окажутся на МКС. Не исключено, что в будущем полёт на орбиту окажется еще короче и будет использована одновитковая схема", - сказал он. Ранее для стыковок с орбитальной станцией использовалась четырехвитковая схема (6 часов в полете). В перспективе возможно использование одновитковой схемы, но это уже будет на следующем этапе.
"Главная цель сокращения времени полета к МКС - обеспечить наименьшее время пребывания космонавтов в небольшом объеме корабля, обеспечить тем самым для них больший комфорт", - отметил Романов.
Для реализации двухвитковой схемы полета необходимо выполнение ряда жестких условий. Главное из них - обеспечение компланарного выведения, когда плоскость орбиты МКС совпадает с плоскостью выведения корабля. "Два раза на предыдущих грузовых кораблях нам не удавалось реализовать эту схему, поскольку после отбоя автоматики приходилось переходить на резервные пусковые дни, а в эти даты выведение уже было некомпланарным, то есть орбиты расходились", - пояснил конструктор.
Но после внедрения соответствующих доработок эту схему возможно будет использовать на постоянной основе. "В ближайшее время, чтобы обойти имеющиеся ограничения, процесс выведения будет проработан вместе с РКЦ "Прогресс", чтобы третья ступень РН проводила доворот (1-1,5 градуса) для обеспечения компланарного выведения аппарата", - сообщил Сергей Романов.
"Успешная короткая стыковка "Прогресса" с МКС имеет принципиально важное значение для отработки нами технологии "двухпусковой схемы" с последующей орбитальной сборкой кораблей для дальних космических миссий. Сегодня ночью с Байконура сделан шаг в правильном направлении", - написал в Тwitter глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
Действительный член Российской академии космонавтики имени Циолковского Александр Железняков заявил, что во время аварийной ситуации подобная схема может стать спасением для экипажа.
"Такая сверхбыстрая схема достижения станции действительно применялась впервые в полётах кораблей "Прогресс". Чем она хороша? Тем, что позволяет очень быстро после старта доставлять грузы и экипажи на орбиту. В нормальной ситуации это просто экономия времени, сил. При аварийной ситуации она может быть применена для спасения экипажа. Столь быстрый полёт от старта до станции – это довольно весомый шаг вперёд", - отметил академик.
По словам Железнякова, сейчас рано говорить о регулярных стыковках по этой схеме.
"О регулярном применении этой схемы можно будет говорить только после ещё одного полёта грузовика. Тогда уже будут проводиться эксперименты доставки экипажа по этой схеме. Не надо спешить и говорить, что она будет применяться всегда, всё-таки баллистические условия времени старта, стыковки влияют на этот промежуток. Будет применяться та схема, которая возможна. Если бы старт "Прогресса" сегодня не состоялся, пришлось бы перенести на резервную дату, тогда бы не удалось реализовать эту схему", - пояснил он.
В то же время Железняков подчеркнул, что в мире больше никто не реализовывал подобные схемы.
"Если говорить о современном этапе, то таких быстрых схем нет. Это только у нас применяется. Когда были эксперименты с беспилотными кораблями в 60-е годы в нашей стране, то время между стартом и стыковкой было даже меньше. Так как мы чаще всего и выполняем динамические операции, то, наверное, нам сам бог велел идти впереди планеты всей в реализации подобных схем", - заключил Железняков.
Транспортный грузовой корабль доставил на Международную космическую станцию более двух тонн различных грузов, в числе которых топливо, сжатые газы, скафандр "Орлан-МКС", оборудование для научных экспериментов, средства медицинского обеспечения, а также контейнеры с пищей и водой, расходное оборудование и посылки для экипажа.
Для реализации двухвитковой схемы полета необходимо выполнение ряда жестких условий. Главное из них - обеспечение компланарного выведения, когда плоскость орбиты МКС совпадает с плоскостью выведения корабля. "Два раза на предыдущих грузовых кораблях нам не удавалось реализовать эту схему, поскольку после отбоя автоматики приходилось переходить на резервные пусковые дни, а в эти даты выведение уже было некомпланарным, то есть орбиты расходились", - пояснил конструктор.
Но после внедрения соответствующих доработок эту схему возможно будет использовать на постоянной основе. "В ближайшее время, чтобы обойти имеющиеся ограничения, процесс выведения будет проработан вместе с РКЦ "Прогресс", чтобы третья ступень РН проводила доворот (1-1,5 градуса) для обеспечения компланарного выведения аппарата", - сообщил Сергей Романов.
"Успешная короткая стыковка "Прогресса" с МКС имеет принципиально важное значение для отработки нами технологии "двухпусковой схемы" с последующей орбитальной сборкой кораблей для дальних космических миссий. Сегодня ночью с Байконура сделан шаг в правильном направлении", - написал в Тwitter глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин.
"Такая сверхбыстрая схема достижения станции действительно применялась впервые в полётах кораблей "Прогресс". Чем она хороша? Тем, что позволяет очень быстро после старта доставлять грузы и экипажи на орбиту. В нормальной ситуации это просто экономия времени, сил. При аварийной ситуации она может быть применена для спасения экипажа. Столь быстрый полёт от старта до станции – это довольно весомый шаг вперёд", - отметил академик.
По словам Железнякова, сейчас рано говорить о регулярных стыковках по этой схеме.
"О регулярном применении этой схемы можно будет говорить только после ещё одного полёта грузовика. Тогда уже будут проводиться эксперименты доставки экипажа по этой схеме. Не надо спешить и говорить, что она будет применяться всегда, всё-таки баллистические условия времени старта, стыковки влияют на этот промежуток. Будет применяться та схема, которая возможна. Если бы старт "Прогресса" сегодня не состоялся, пришлось бы перенести на резервную дату, тогда бы не удалось реализовать эту схему", - пояснил он.
В то же время Железняков подчеркнул, что в мире больше никто не реализовывал подобные схемы.
"Если говорить о современном этапе, то таких быстрых схем нет. Это только у нас применяется. Когда были эксперименты с беспилотными кораблями в 60-е годы в нашей стране, то время между стартом и стыковкой было даже меньше. Так как мы чаще всего и выполняем динамические операции, то, наверное, нам сам бог велел идти впереди планеты всей в реализации подобных схем", - заключил Железняков.
Транспортный грузовой корабль доставил на Международную космическую станцию более двух тонн различных грузов, в числе которых топливо, сжатые газы, скафандр "Орлан-МКС", оборудование для научных экспериментов, средства медицинского обеспечения, а также контейнеры с пищей и водой, расходное оборудование и посылки для экипажа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий