Не так давно в новостных лентах так или иначе встречались новости о том, что Пентагон хочет создать свою собственную орбитальную станцию, которая на первом этапе должна быть полностью автоматизирована, т.е. это будет беспилотная автоматическая станция. Само собой, достаточно интересно, что Пентагон хочет именно свою станцию, но что это будет за станция и для каких целей она будет служить, а также как с этим связан Starship — вопрос куда более интересный. У США ранее уже был проект орбитальной станции военного назначения, проект именовался MOL (Manned Orbiting Laboratory) и представлял из себя долговременную одномодульную станцию. Несмотря на то, что проект был начал в 1963 году (На самом деле гораздо раньше, но общественности он был представлен только 10 декабря 63-го), станция решала достаточно интересные задачи, которые и по сей день остаются актуальными. Основной задачей станции, конечно же, была разведка, для этого на борту станции крепился радар, целый набор антенн, а также множество оптического оборудования. Всё это позволяло находить важные объекты противника, производить перехват радиопередач, а также вести постоянное отслеживание всех важных мест или передвижение войск. Также станция могла передавать все полученные материалы на физических носителях на территорию США, сбрасывая с орбиты спец. контейнеры-расходники (4 шт). Что для ранней середины 60-х выглядело очень даже перспективно. Однако, второй по важности задачей для этой станции ставились захват и сведение с орбиты спутников, т.е. станция по сути своей была полноценным кораблём, который мог менять свою орбиту и производить не только сближение, но и захват объектов на орбите. Да, это всё ещё середина 60-х годов, а не планы на 2030 год. Согласитесь, проект всё же был достаточно интересный и даже немного жаль, что его так и не реализовали.
MOL (Manned Orbiting Laboratory) в исполнении художника.
Однако сближение с любым объектом подразумевает и опасность столкновения, более того, в США тогда полагали, что СССР мог бы минировать свои спутники, что бы в случае сближения с MOL, спутник мог отработать как мина или камикадзе. Поэтому на станции был предусмотрен постоянный корабль-шлюпка на 2-х астронавтов. Этот же корабль использовался для покидания MOL экипажем, по истечению срока эксплуатации.
Схема MOL. В верхнем правом углу можно увидеть корабль GEMINI-B, который служил бы спас. кораблём в случае нештатной ситуации.
Однако, есть у данной системы и недостатки. К примеру, станция уступала по продолжительности пилотируемого полёта станциям серии «Салют», которые были созданы в СССР уже в 1970-х годах. Но тут стоит также пояснить, что станции серии Салют, чей рекорд пилотируемого полёта составляет 800+ суток, находились на одной орбите постоянно и использовали свои запасы топлива только для корректировки орбиты, что существенно уменьшало их расход, в сравнении с маневрирующей и меняющей свои орбиты MOL. Тут MOL, действительно, больше напоминает корабль, нежели станцию.
Также станция не была рассчитана на несколько экипажей. 1 экипаж находился в ней до 30 суток, а после покидал её. Возможности провести ротацию экипажа не было, хотя, если бы станция пошла в серию, то это могло бы быть решено добавлением стык. узлов.
С закрытием проекта в 1969 году часть обязанностей станции уже была распределена между автономными спутниками, хотя, предполагался и беспилотный аналог станции, предназначенный только для разведки, который также не был воплощён в жизнь из-за закрытия основного проекта MOL, из-за затягивания сроков, увеличения стоимости и признания того, что большую часть работ MOL, к тому моменту, уже могли выполнить гораздо более дешёвые спутники.
По бокам беспилотные модели разведчиков, а по середине станция MOL в чисто разведывательном варианте.
Зачем же Пентагону понадобилась станция сейчас? Очевидно, что приоритетные задачи с середины 60-х годов прошлого века достаточно сильно поменялись.
Для начала нам нужно понять, почему перспективному объекту приписывают обозначение именно станции, а не, просто, спутника. На первом этапе станция должна быть полностью автономна, но для разведки и испытания новых игрушек уже давно есть спутники и аппараты типа X-37b.
Схема беспилотного орбитального аппарата X-37b
Таким образом из основных задач станции исключаются задачи разведки и испытания прототипов оборудования. А потому, очевидно, станция решает более тривиальные задачи. Тут, люди пристально следящие за военной частью космоса и, вообще, контрактами Пентагона могут вспомнить то, что относительно недавно США создали тендер на новые средства поддержки сбитых пилотов. Суть тендера была в создании средств доставки медикаментов, припасов, оборудования и всего необходимого, что нужно сбитому пилоту в первое время, что бы выжить и дождаться свой спасительный «Чёрный Ястреб». Интересным в этом тендере стало то, что в тендере было прописано, что в нём могут участвовать и проекты орбитального базирования, которые при этом не будут считаться фантастикой. Т.е. Пентагон на полном серьёзе говорит о том, что в тендере может победить проект орбитального хранилища, которое сможет оперативно сбросить всё необходимое, в течение +- 30 минут или быстрее, в зависимости от орбиты хранилища и того, где оно находится. Конечно, ничто не мешает использовать подобные хранилища и для сброса средств спец. назначения, для проведения спец. операций в любой точке мира.
Орбитальная станция военного назначения, в исполнении художника. Сзади аппарата можно увидеть командный модуль Орион, а слева X-37b, прилетевший для ремонта.
Собственно, очевидно, что в данной роли может выступать сама станция, но учитывая то, что сильно много целой станции прыгать по орбитам не получится, да и достаточно растратно, очевидна другая роль станции, о которой мы поговорим позже.
Конечно, любители истории космоса и фанаты «Звёздных Войн», нет не фильма, а программы создания перспективных видов вооружений, вспомнят проекты сети орбитальных аппаратов и давнюю хотелку Пентагона — создание орбитальных арсеналов, которые могли бы стать непреодолимой системой ПРО США, а также невероятно мощной ударной силой. Всё это упирается в необходимость множественных выводов на орбиту аппаратов, которые по зубам только сверхтяжёлым ракетам, а таковых сейчас не много. И, если Falcon Heavy объективно, слишком маленькая (Диаметр) для вывода подобных аппаратов, а SLS слишком дорогая, то очевидно то, что выбор падает на Starship, как единственную систему, способную за приемлемые деньги вывести на орбиту большое число достаточно крупных аппаратов.
Но этим аппаратам также не нужен человек для эксплуатации, а потому всем, кто подумал о сети ракетных пилотируемых станций сейчас будет немного грустно.
Так что же объединяет оба этих проекта и для чего нужна Пентагону целая станция? Что ж, очевидно, что орбитальные хранилища и арсеналы будут не обделены габаритами и массой, а потому их расход топлива будет достаточно высокий, т.к. оба типа аппарата подразумевают активное маневрирование и необходимость перезарядки. Каждый раз запускать новый аппарат — достаточно накладно, а потому гораздо проще организовать их дозаправку и пополнение. Более того, что делать с аппаратом, который, к примеру, был повреждён при столкновении с космическим мусором? Сводить с орбиты его вместе со всем добром было бы глупо, да и возможность отремонтировать аппарат выглядит привлекательнее. А отсюда уже и смысл в будущем персонале станции, т.к. в починке сложных устройств на орбите, пока что, роботы не так хороши, как человек. В большинстве своём починка оборудования в космосе только автоматическими средствами представляется невозможной.
Отсюда уже можно понять и примерный облик станции — самыми крупными элементами, очевидно, будут баки для заправки аппаратов, а также хранилища для расходных материалов и изделий. Возможно, даже, именно в этом проекте появится первое небольшое производство деталей на орбите. Всё остальное будет служить только для обеспечения выполнения роли станции, как центрального пункта снабжения и обслуживания для целой сети аппаратов. Само собой, чисто военные арсеналы могут никогда так и не пойти в серию, т.к. их могут похоронить договора о взаимном разоружении в космосе, но на данный момент США является лидером в космосе и нет особого смысла ограничивать свои возможности влияния на мир, без зеркальных ходов Китая. Вообщем-то, это уже дело политиков.
Орбитальная станция военного назначения, в исполнении художника. Сзади аппарата можно увидеть командный модуль Орион, а слева X-37b, прилетевший для ремонта.
Как итог мы получаем то, что Пентагон в ближайшее время планирует создание орбитальной инфраструктуры, для обслуживания орбитальных аппаратов. А ядром проекта данного проекта станет Starship, как самый подходящий РН, как по техническим, так и по экономическим характеристикам. Хорошо-ли это для космоса? Однозначно — да. Аппетиты политиков рано или поздно уймутся, а вот орбитальная инфраструктура останется. Более того, станция дозаправки и снабжения позволит миссиям дальнего космоса не зависеть от запусков с Земли. Тому же Лунному Starship’у нужно до 20 кораблей-заправщиков, что бы быть готовым доставить груз на Луну и вернуться. Если череду танкеров прервёт неполадка или непогода, то это приведёт к задержке миссии, увеличению расходов и количества кораблей-заправщиков, т.к. часть топлива может быть использована для сохранения орбиты столь массивного объекта. В полностью заправленном состоянии, с грузом на борту, 1 Starship весит в почти 4 раза больше МКС в нынешнем её составе. Также данная инфраструктура позволит многим компаниям отказаться от одноразовых сатов и существенно продлить срок работы аппаратов, что также снизит число космического мусора на орбите. Возможно, создаст первое орбитальное производство, т.к. привезти металлический порошок для 3D принтера гораздо проще и универсальней, нежели все детали каждого обслуживаемого аппарата.