среда, 11 декабря 2019 г.

Тестирование бака SLS закончилось контролируемым разрывом

Специалисты NASA провели испытания основного топливного бака для ракеты-носителя SLS, в рамках которых имитировались возможные при старте ракеты перегрузки. Бак смог выдержать перегрузку в более 260 процентов от расчетной в течение пяти часов, после чего лопнул в расчетном месте, сообщается на сайте NASA. Сверхтяжелая ракета-носитель SLS (Space Launch System) предназначена для пилотируемых полетов и вывода полезной нагрузки за пределы околоземной орбиты. Длина основной части ракеты составляет почти 65 метров, а для ее работы используются жидкостные ракетные двигатели RS-25 и твердотопливные боковые ускорители, которые, как и RS-25, основаны на технологиях программы Space Shuttle. Изначально тестовый полет ракеты был намечен на 2016 год, однако затем эта дата неоднократно переносилась, недавно стало известно, что SLS не будет готова к запланированному тестовому запуску EM-1 в июне 2020 года. В настоящее время ведется тестирование уже собранной базовой части SLS для беспилотного пуска в рамках программы «Артемида-1» и создание второй ракеты для пуска по программе «Артемида-2». 5 декабря 2019 года инженеры провели очередное испытание крупнейшего в мире основного топливного бака, используемого в конструкции ракеты и предназначенного для хранения запаса жидкого водорода. Все предыдущие испытания по имитации расчетных нагрузок во время старта ракеты бак успешно прошел, не получив повреждений.



В ходе новых испытаний бак был установлен на стенде в Центре космических полетов Маршалла, после чего его заполнили газообразным азотом и оснастили датчиками для определения нагрузки в различных элементах бака, давления и температуры, а также высокоскоростными камерами, следившими за ходом испытаний. После этого инженеры запустили гидравлические поршни, действие которых имитировали сильные перегрузки, которые могут возникнуть при пуске ракеты.

В итоге тестовая версия бака выдержала перегрузку более 260 процентов от расчетной, после чего инженеры обнаружили критическое место, положение которого совпало с результатами моделирований. Дальнейшие испытания привели к контролируемому разрыву бака: эти результаты подтвердили как надежность конструкции бака, так и достоверность моделей, используемых при его проектировании.

Комментариев нет:

Отправить комментарий