НПО имени Лавочкина получило последний недостающий прибор для сборки космической миссии «Луна-25», отправка которой к спутнику Земли намечена на октябрь этого года. Прибор необходим для мягкой посадки на поверхность Луны. В марте 2021 года стало известно, что НПО Лавочкина не получило два ключевых служебных прибора, без которых отправка миссии не возможна — инерциальный блок «Биус-Л» НПЦАП имени Пилюгина и прибор ДИСД-ЛР от концерна «Вега». Неопределенность оставалась со вторым прибором — доплеровским измерителем скорости и дальности ДИСД-ЛР, который используется аппаратом для управления мягкой посадкой на поверхность Луны. С поставкой этого прибора, который в НПО Лавочкина планировали получить еще в июне, вышла задержка. В связи с этим глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин допустил возможность очередного переноса запуска «Луны-25», которая и так откладывается уже несколько лет. «Мы ждем от концерна «Вега» поставки ключевых приборов. В августе НПО Лавочкина должно мне подтвердить, успеваем ли мы с окончательными этапами испытаний в пусковое октябрьское окно и какие есть резервные варианты», — сказал Рогозин в ходе ПМЭФ-21. Однако, как рассказал источник в ракетно-космической отрасли, прибор ДИСД-ЛР 6 августа поставлен концерном «Вега» и сейчас проходит испытания на НПО Лавочкина.
Разрабатывался он концерном еще с 2012 года и произведен на Рыбинском заводе приборостроения. Как и «Биус-Л», он создавался в условиях импортозамещения и не имеет иностранных комплектующих. «В нем нет импортной электронно-компонентной базы, — пояснил источник,— он полностью наш, российский».
«Прибор действительно уже на Лавочкина, необходимо провести дополнительные испытания», — подтвердил информацию второй источник в отрасли.
Возвращение на ЛунуМиссия «Луна-25» («Луна-Глоб») должна символизировать возвращение России на Луну и стать первым шагом в новой отечественной лунной программе. На миссию очень надеются ученые и специалисты по ракетной технике – Россия не отправляла аппараты и тем более не садилась на Луну с 1976 года (аппарат «Луна-24»), поэтому успех проекта даст возможность дальнейшего исследования Луны последующими станциями.
Выполнение заявленных задач сулит России важные научные открытия. Несмотря на то, что Луна и считается холодным безводным телом, данные с орбиты однозначно указывают, что в приполярных широтах, где сядет «Луна-25», есть залежи льда, особенно в вечно затененных крупных кратерах, на дно которых никогда не попадает солнечный свет. Обнаружение этого льда в месте посадки (а на борту «Луны» будет специальный манипулятор и приборы для анализа) откроет перспективы для использования воды человеком и в качестве источника ракетного топлива в будущих пилотируемых миссиях, уверены ученые. Южную полярную область выбрали и в NASA, как место прилунения своих астронавтов после 2024 года. «Луна-25» стала самым ярким примером долгостроя в российском космосе. Изначально запуск планировался на 2014 год, но старт постоянно откладывался, в первую очередь, из-за неготовности аппарата и по причине западных санкций.
Неоднократные переносы миссии уже заставили выйти из нее зарубежных партнеров. Так, шведские ученые покинули проект, не став размещать на спускаемом аппарате свой прибор «Лина-Эксан». Они поставили свой прибор на борт китайского лунного аппарата.
Последний раз запуск «Луны-25» перенесли с 2019 года на 2021-й и, хотя в отрасли об этом говорили еще с конца 2017 года, объявлено об этом было на Совете РАН по космосу в мае 2018 года – из-за санкций не были готовы важные приборы. Что касается научных инструментов миссии, то они разрабатывались в Институте космических исследований РАН, уже давно готовы и ждут отправки на Луну.
Впрочем, поставка последнего служебного прибора все еще не снимает главную интригу миссии – отправится ли она к Луне, как и планировалось в октябре этого года.
«Испытания на Лавочкина идут полным ходом. Проверка приборов после интеграции с аппаратом – большой период времени, у американцев он называется ATLO (Assembly, Test, and Launch Operations) – операции по сборке, испытаниям и запуску — рассказал заведующий отделом ядерной планетологии Института космических исследований (ИКИ) РАН Игорь Митрофанов. – Мы полетим тогда, когда результаты всех испытаний будут положительными. Если успеем на заявленную дату в октябре, полетим в октябре. Не будем успевать к этой дате — будем испытывать сколько понадобится, чтобы все хвосты подчистить. Могу определенно заявить, что никуда не полетим, пока все испытания не будут успешно завершены — из неудач «Марса-96» и «Фобоса-Грунта» все уроки извлечены. Ведь на кону лежит успех миссии, первая российская экспедиция на южный полюс Луны должна стать успешной».
Решение об окончательной дате пуска будет принято руководством Роскосмоса в самое ближайшее время после доклада о готовности миссии.